с 18 по 24 марта 2024 г. пройдет Неделя финансовой грамотности детей и молодежи «Личные финансы со знаком качества»
(далее – Неделя финансовой грамотности).
Финансовой грамоте можно учиться всю жизнь.
Но начинать лучше с детства, причем не только для того, чтобы стать богатым.
Исследование ученых из Университета Бригама Янга (США) показывает, что дети, которые учились обращению с деньгами с ранних лет, не только лучше распоряжались ими во взрослом возрасте, но и вступали в более здоровые романтические отношения.
Как учить финансовой грамотности?
▪️ Первое знакомство с деньгами. Объясните ребенку, что монеты и бумажные деньги нужны, чтобы обменивать их в магазине на продукты и игрушки. Во время похода в магазин обращайте внимание малыша на то, как вы оплачиваете покупки.
- Дома тоже можно поиграть в магазин. Для большей аутентичности можно купить игрушку-кассу.
▪️ Игра с монетами. Уже с двухлетнего возраста малышу можно показывать монеты и учить его называть их. Ему будет интересно трогать их, пересыпать, доставать из копилки и складывать обратно. По Пиаже, такое знакомство с деньгами будет самым полезным. Чтобы окунуть ребенка в современные реалии, можно учить его играть с пластиковыми картами.
! Важно, чтобы малыш играл с монетами только под присмотром, иначе он может подавиться ими или еще как-либо навредить себе.
Дошкольное детство (3–7 лет)
В этом возрасте ребенок быстро расширяет свои возможности: сам ест и одевается, осваивает новые навыки, изучает первые абстракции, например, геометрические фигуры, календарь, время, счет и буквы. Пиаже считал, что именно с трех лет малыш учится использовать символы: карандаш — это градусник, а крышка от коробки — лодка. Но некоторые виды опыта ребенок еще не в силах воспринять; например, он думает, что кусок пластилина уменьшится, если его раскатать в колбаску, или что денег станет больше, если разменять большую монету на несколько маленьких.
Дети пока еще не могут точно оценить свои силы и часто ошибаются; это приводит к возникновению чувства вины, подтверждает Петрановская. Оно полезно и важно: формируется совесть, ответственность за свои поступки. Но при этом родители не должны стыдить ребенка, иначе чувство вины будет мешать проявлению самостоятельности и может занизить самооценку.
Как учить финансовой грамотности
▪️ Отвечать на вопросы. В этом возрасте дети становятся очень любопытными и задают кучу вопросов, иногда неожиданных. Будьте готовы рассказать, откуда берутся деньги, какие они бывают, как стать богатым, можно ли выиграть в лотерею миллион и как зарабатывают блогеры на YouTube.
▪️ Игра в магазин. Если вы играете с ребенком «в магазин», рассчитывайтесь настоящими деньгами. Это усилит любопытство к монетам и банкнотам, а заодно поможет быстрее выучить цифры и научиться считать.
▪️ Поход за покупками. Прогулку с ребенком в настоящий магазин также можно использовать для обучения. Например, попросите его называть цены продуктов и сравнивать их между собой, выбирать самый дорогой или самый дешевый продукт. А если ребенок захочет купить несколько шоколадок или игрушек, объясните, что это незапланированные траты — у родителей не хватит денег в кошельке, чтобы купить все сразу, но можно договориться о покупке в следующий раз.
▪️ Выдавать карманные деньги. Примерно с 6 лет ребенка можно знакомить с карманными деньгами. Например, во время похода в магазин можно выделить небольшую сумму, на которую ребенок сам сможет купить себе, что захочет.
- Исследование ученых из Университета Массачусетса показало, что отношение к деньгам у детей формируется уже в раннем возрасте — с 5 до 10 лет. Понаблюдайте, как тратит деньги ваш малыш. Если заметите излишнюю расточительность, важно научить ребенка правильному отношению к тратам и в будущем уделять особое внимание планированию бюджета и контролю спонтанных расходов. Перед тем как делать покупки необходимо сопоставлять свои возможности и желания, составить ясное представление о том, что и сколько нам необходимо, а без чего можно и обойтись. Расскажите, что в разных магазинах разные цены, и, к примеру, на рынке лучше покупать свежие овощи, а в магазине около дома – хлеб и ватрушки к чаю.
Рекомендации:
1. Дайте возможность ребенку самому выбирать покупки и расплачиваться за них.
2. Поговорите с ним о ценности и полезности вещей.
3. Проговорите с ребенком разные варианты возможных покупок на определенную сумму денег.
4. Привлекайте детское внимание и интерес к действительно ценной и нужной вещи, поясняя ее преимущества.
5. Сравнивайте, но не осуждайте за покупку, которую ребенок выбрал. При этом вы можете смело высказать ваше мнение по поводу покупок.
6. Обязательно похвалите ребенка за разумное расходование средств семейного бюджета и экономность!
Рекомендуется проведение занятий с использованием интерактивных элементов, игр, презентаций, предлагаемых Национальным банком Республики Беларусь
(http://fingramota.by/ru/services/games, http://teacher.fingramota.by/ru/services/library/presentations?IsForLessons=True&pade=2 ).