Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Порэтому важен. максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, Большую помощь в этом может оказать тесная связь детского сада и школы. Ведь часто в работе учителя и воспитателя отсутствует взаимосвязь, согласованность. В процессе своей работы воспитатель выявляет готовность ребенка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка. Поэтому совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя предполагает возможность для детей с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития, чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребенку продвигаться своим темпом. Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для уверенности в своих силах, проникновения доверия к учителю, включения в учебу с желанием, радостью.От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении ребенка в школе.
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.
Первый класс не должен лишить ребёнка радости и многообразия жизни..
При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.
Задачи дошкольного звена можно сформулировать следующим образом:
-
приобщать детей к здоровому образу жизни;
-
обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности;
-
развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению, компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе;
-
включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-
формировать знания об окружающем мире;
-
стимулировать познавательную и игровую активность детей в разных видах деятельности.
Задачи начального школьного звена:
-
формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регулирование своего поведения в соответствии с ним;
-
развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
-
формировать желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;
-
развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Содержательные компоненты преемственности:
Эмоциональный – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности, как воспитанника, так и ученика в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.
Деятельностный – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Содержательный – правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-нравственное и личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Эстетическое развитие», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.
Коммуникативный – учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.
Педагогический – постановка в центр образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и общество, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.
Направления реализации преемственности:
1. Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами
2. Работа с детьми
3. Работа с родителями
Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами может включать:
-
установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов;
-
взаимное ознакомление учителей и воспитателей дошкольного образования с задачами образовательной работы учреждения дошкольного образования и начальной школы;
-
совместные педагогические советы по вопросам преемственности;
-
совместные заседания методических объединений по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей учреждения дошкольного образования по подготовке детей к обучению в школе;
-
семинары-практикумы;
-
взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением);
-
психолого-педагогический консилиум по результатам изучения социально-педагогической адаптации первоклассников;
-
изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
Работа с детьми может включать:
-
организацию адаптационных занятий с детьми старшей группы в рамках школы будущего первоклассника;
-
организация экскурсий по школе;
-
комплексные занятия по мотивационной готовности к обучению в школе;
-
проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольного возраста, направленные на изучение познавательных и мотивационно-волевых качеств личности;
-
совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Система взаимодействия педагога и родителей может включать:
-
совместное проведение родительских собраний;
-
проведение дней открытых дверей в школе «Давайте познакомимся»;
-
посещение уроков и адаптационных занятий родителями;
-
открытые занятия;
-
консультации воспитателей, учителей начальных классов;
-
привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Взаимоднйствие с учреждениями общего среднего образования и ГУО "Ясли - сад № 38 г. Борисова " на 2021/2022 учебный отражено в плане работы учреждения. В течение всего учебного года запланированы мероприятия с педагогическими работниками, с детьми и законными представителями.
В рамках плана преемствености в октябре прошла "Неделя открытых уроков " в ГУО "Гимназия № 1 г. Борисова". 19 октября педагоги старших групп нашего учреждения посетили уроки: обучение грамоте (чтение) и математика в первом классе .